ОТЗЫВ НА ФИЛЬМ «ВРЕМЕННЫЕ ТРУДНОСТИ». ОПРАВДАНА ЛИ ЖЕСТОКОСТЬ ОТЦА?

В последнее время многие наши отечественные кинофильмы подвергаются критике. На мой взгляд, чаще необоснованной. «Возвращение», «Левиафан», «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, «Матильда» Алексея Учителя, «Временные трудности» Михаила Расходникова – все эти фильмы критиковали и критикуют до сих пор. И эти фильмы, за исключением «Матильды», я смотрел. Причем с удовольствием. Поэтому я решил написать серию статей об этих фильмах и об ощущениях после их просмотра. Начну с ленты «Временные трудности».

За что критикуют фильм? За жестокость отца по отношению к сыну, больному ДЦП. Но давайте разберемся, оправдана ли эта жестокость или нет? Напомню, что я сам инвалид с ДЦП, руки не работают, все делаю ногами, речь нарушена. Фильм буду разбирать по эпизодам.

Эпизод № 1 – лечебные занятия отца с мальчиком. Где в этих эпизодах жестокость? В том, что отец соорудил стенку с веревкой и заставлял поднимать книги, а Саша должен был тянуть штангу к себе, несмотря на трудности при ее удержании и при увеличении веса (книг)? Нет, скажу я вам, это не жестокость! Это вполне адекватное и хорошо продуманное решение отца для разработки рук сына. А то, что Олег заставлял ребенка заниматься – это вообще только плюс такому отцу!

Приведу пример из своей жизни. В детстве мама заставляла меня по 15-20 минут стоять у стены (я в то время еще не ходил самостоятельно). Однажды я играл в игрушку, сделанную папой. Мама раза два или три подходила ко мне и говорила, чтобы я вставал и стоял, а потом продолжал играть. Но я упрямо ее не слушал и продолжал свое дело. В итоге мама подошла, взяла игрушку и об свое колено разломила ее пополам, а мне сказала: «Вставай и стой 30 минут!». Я встал и с огромным трудом отстоял все полчаса. И сейчас, вспоминая этот момент, я только благодарен маме за эту «жестокость», говоря вашим же языком, уважаемые критики фильма. Потому что именно благодаря этому я сейчас хоть как-то, но хожу.

Эпизод № 2 – инвалидная коляска. Момент, когда отец сбросил с лестницы коляску, я воспринял только положительно!!! Это не менее, а может быть, даже более важный момент, чем с книгами. Почему? Потому что, если бы у Саши осталась эта коляска, он бы никогда не стал ходить. И это факт!

История из жизни. Моей маме очень долго, лет до 12 или 14 предлагали взять мне инвалидную коляску. Мама поначалу сама наотрез отказывалась, а потом стала со мной советоваться и мы уже вместе отказывались. Мы прекрасно понимали, что инвалидная коляска в моей ситуации, когда я, хоть и с помощью родителей или кого-то еще, но ходил, это было зло. Я бы просто сел в эту коляску и катался бы на ней, а не начал самостоятельно ходить в 12 с половиной лет. Ну а после этого коляска уже была ни к чему. В доме-интернате, спустя 15 лет, мне выдали электроколяску, чтобы я мог гулять, не рискуя упасть на асфальт.

Эпизод № 3 – обычная школа. То, что Саша стал учиться в обычной школе, а не спец, не в коррекционной – это тоже просто отлично! Во-первых, он получил все те знания, которые помогли ему стать тем, кем он стал. А во-вторых, в обычной школе он познал жизнь во всей красе, чего не было бы в спецшколе. И история с медведем в лесу тому подтверждение. Саша не растерялся, не испугался. Лучшее средство защиты – это нападение. Саша встал и начал сам рычать на медведя, что и отпугнуло животное. А если бы Александр испугался, прижался к дереву и трясся бы от страха, неизвестно, чем бы это закончилось…

История из жизни. Да, я в школу не ходил, учителя приходили ко мне на дом. Но дисциплину никто не отменял. Урок в 8, я вставал в 7. Задавали прочитать за неделю две или три книги, я читал. А однажды произошла интересная ситуация. Мне задали написать сочинение. Компьютера тогда не было, но была пишущая машинка. Печатал я тогда в десять раз медленнее, чем сейчас. Накануне урока я часа три или четыре печатал сочинение, с трудом попадая и нажимая на нужную клавишу. Когда, наконец, текст объемом в две страницы был дописан, я с облегчением вздохнул, но, как оказалось, рано. Доставая лист из машинки, я не до конца докрутил валик, чтобы лист вышел. В итоге, когда я доставал лист, я порвал его пополам сверху вниз. В тот момент я подумал, что учительница меня поймет и простит. Однако на следующий день, когда пришло время показывать сочинение, я достаю эти две половинки листа и отдаю учительнице с извинениями. Рядом была мама, которая не знала о случившемся. И у мамы, и у учительницы глаза расширились от удивления. Мне задали немедленно перепечатывать все сочинение, а оценку поставили 2. И я уже не за три часа, а за полтора переписал две страницы. Больше таких конфузов я не допускал.

А теперь представим еще раз, что было бы с Сашей, если бы он учился в спецшколе? Каким бы он был? Стал бы он успешным? Женился бы он на красивой девушке? Сильно сомневаюсь в этом…

Эпизод № 4 – лес. Жестоко ли поступил отец, отнеся Сашу в лес и бросив его практически в болото? Да, жестоко. Соглашусь. Но, опять-таки, если бы Александр не прошел через это испытание, не прополз километры по грязи, не встретился с медведем, выработался бы в нем характер, дух, стремление жить? Была бы у него такая сила воли, как после этого? Отвечу – нет! Ничего бы не было. Он бы сидел возле окна парализованный и читал бы книги, которые ему давал бы отец. Вот и все…

Для чего снимать такие фильмы? Этот вопрос я часто читал в комментариях и к этой кинокартине, и к другим. Скажите, а для чего организовывать приезд Ника Вуйчича и демонстрировать его по всем каналам? Для чего говорить о «Доступной среде», которая на самом деле НЕдоступна? Для чего устраивать выставки, фестивали творчества людей с инвалидностью? Это все нужно как раз именно для того, чтобы наше общество стало относиться к инвалидам как к обычным людям, способным учиться в обычных школах и ВУЗах, работать, заниматься тем, что нравится, а не тем, что навязывают. Чтобы люди знали и понимали, что инвалиды тоже могут любить и быть любимыми.

Посмотрев «Временные трудности», лично я не увидел в этом фильме ни капли жестокости, о которой столько писали и пишут в соцсетях и СМИ. Наоборот, я увидел то, что должно быть в реальности. И как действительно следует вести себя с людьми с инвалидностью, начиная с самого детства. С ними НЕ надо няньчиться, НЕ надо сюсюкаться! Если родители детей-инвалидов хотят, чтобы их чада выросли самостоятельными, самодостаточными, способными отвечать за свои действия и поступки, нужно воспитывать их так же, как это делал Олег в прекрасном исполнении Ивана Охлобыстина.

Ну, или почти так же.

Вячеслав Егоров, январь 2019 год.

Написать ответ

В началоВ начало