«В сети авторы не защищены» (интервью с И.Малковой)

В последнее время в российском обществе возникает много скандалов, связанных с нарушением авторских и смежных прав, выкладыванием произведений авторов в глобальной сети Интернет без их ведома и тем более без их разрешения. Обо всем этом согласилась поговоритьчлен Союза писателей России, член Союза писателей Кузбасса, главный редактор издательства «Союз писателей» Ирина Игоревна Малкова.

В.Е.: Ирина Игоревна, спасибо за то, что согласились поговорить, дать интервью. Начну, пожалуй, с простого вопроса – как продвигаются Ваши личные дела в творческом плане? Есть ли книги? Если есть, то о чем?

И.М.:В творческом плане мои дела сейчас ориентированы, прежде всего, на работу. Мы открыли новый оригинальный во всех отношениях проект – фонд авторской поддержки «Меценат». Задачи фонда – поиск молодых талантливых авторов в сети и издание им книг совершенно бесплатно. Что касается личного творчества, то продолжаю писать стихи, готовлю к изданию новую книгу «Небо для Пегасенка».

В.Е.: Сейчас Вы возглавляете издательство «Союз писателей», а в начале 2000-х годов, когда мне посчастливилось поработать с Вами в качестве обозревателя и координатора в своем регионе, Вы возглавляли Союз Творческих Сил «Озарение». В чем разница между этими организациями?

И.М.: Я и сейчас возглавляю Союз творческих сил «Озарение», помимо работы в издательстве. Разницы между этими организациями нет, есть только взаимодополняющее сотрудничество. Издательство издает книги. А Союз ведет огромную работу по пропаганде творчества, объединению пишущих людей, не побоюсь глобальных высказываний, во всем мире.

Е.В.: Насколько мне известно, где-то в 2009 году СТС «Озарение» закрылся из-за отсутствия финансирования. Расскажите, пожалуйста, что тогда произошло? И как удалось вновь возродить проект, но уже под другим названием?

И.М.: Немного неточная информация. Закрылся не Союз, а издательский дом «Озарение», который осуществлял работу по изданию журналов и проектов. Это был ряд сложившихся негативных обстоятельств: резкое повышение арендной платы, услуг типографии. Нас попросту вогнали в долги, которые пришлось погашать уже из собственного кармана. На то, чтобы восстановиться понадобилось полгода. Хорошо, что остались единомышленники, которые поняли ситуацию и не отвернулись от Союза, пришли новые люди, которым сама идея пришлась близкой по духу. И мы вышли к людям с новыми силами и идеями.

В.Е.: Расскажите поподробнее об издательстве «Союз писателей». Какого рода произведения больше выпускаются? Много ли авторов сотрудничают с издательством? Что выпускает издательство кроме книг? Брошюры, журналы, альманахи? Вообще расскажите о деятельности «Союза писателей».

И.М.: Издательство «Союз писателей» работает в разных направлениях. На сегодняшний день мы выпускаем зарегистрированный журнал «Союз писателей», приложение к журналу «ЛитОгранка», корпоративный журнал МСТС «Страна Озарение» и ряд тематических альманахов. Ведем две благотворительные программы выпуска авторских сборников: по фонду авторской поддержки «Меценат» и поддержки авторов-участников Союза творческих сил «Озарение». Все авторы объединены на портале «Союз писателей» http://soyuz-pisatelei.ru  , который уже имеет более 2700 пользователей.

В.Е.: Перейдем к наболевшему. Сталкивались ли Вы со случаями пиратства? Были ли моменты, когда Ваши произведения или произведения авторов, сотрудничающих с Вами, выкладывали в Интернет без ведома? И если были, то как Вы боролись с этим?

И.М.: Ну лично у меня был такой случай, когда мое стихотворение было размещено в некоем блоге под чужой фамилией. Достаточно было написать ведущему блога, чтобы инцидент был исчерпан. Много раз нам в редакцию присылали чужие стихи под своими фамилиями.
Случай из практики публикаций в журнале «Страна Озарение»: мы напечатали повесть одного очень известного в сети автора, разумеется, по его личной заявке. Потом разместил повесть на сайте Проза.ру. И вдруг эта повесть выходит в украинском журнале под чужой фамилией. Так вот, автор, благодаря нашей публикации, выиграл суд и отсудил у «воришки» определенную сумму денег.
К сожалению, в сети авторы не защищены от этого. Как бы там ни говорилось, что сетевая публикация защищает авторское право, лучше, чем публикация в бумажном издании, ваше авторское право ничто не защитит.

В.Е.: Сейчас много сайтов, порталов, где авторы сами выкладывают свои произведения. В этом случае практически невозможно защитить свои работы и свои права. Что Вы скажете по этому поводу?

И.М.: Приведу пример: я выкладываю стихотворение Пушкина на одном известном литературном портале под своим именем, под этим стихотворением у меня появляется знак копирайта и номер авторского свидетельства. Как Вы думаете, после этого я становлюсь официальным автором «Я помню чудное мгновенье»? Любой автор, решившийся на обнародование своего творчества в сети должен понимать, что он не защищен от творческого воровства.

В.Е.: Ирина Игоревна, что, по-Вашему, необходимо предпринять для более надежной, эффективной защиты авторских прав?

И.М.: Прежде, чем представлять свое творчество в сеть, напечатать свои произведения либо отдельной книгой, либо в любом доступном ему журнале. Вот после этого вам не потребуется долго доказывать, что именно вы – автор произведения.

В.Е.: То есть, прежде чем представлять «сетевой» аудитории свое произведение, автор должен либо издать книгу, либо опубликовать произведение в любом журнале. Но нам с Вами известно, что многим авторам далеко не по карману издать книгу, да и журналы тоже бесплатно не все публикуют. Поэтому автору не остается ничего иного, как выложить свою работу в Интернете. Понятно, что защита нулевая. И я как юрист это прекрасно знаю. Я сейчас сотрудничаю с организацией «Гильдия авторов и правообладателей», на сайте Гильдии создается раздел юристов, посвященный защите авторских прав. На Ваш профессиональный взгляд, какого рода материал должен быть в этом разделе для авторов? Чему следует уделить особое внимание, касаемо защиты авторских прав?

И.М.: Вячеслав, у человека всегда есть выбор. Это глубокое заблуждение, что сейчас сложно издать книгу или напечататься в журнале. Во-первых, это не такие уж большие деньги, если не вести речь о книге сразу в 200 страниц в твердом переплете или не подавать заявку на презентацию в глянцевый журнал. К примеру, 1 экз. наших журналов стоит в среднем 250 рублей. Согласитесь, многие тратят бОльшие деньги на разного рода мелочи: сигареты, пиво, кино, проезд в такси. Художник, прежде чем нарисовать картину, должен купить краски, мольберт, холсты. И только писатели почему-то считают, что в их труд не требуется вложений, что их сразу признает публика, и издатели выстроятся в очередь за их творениями. Так не бывает. Вспомним историю: Марина Цветаева, Борис Пастернак тоже предстали перед читателями, выпустив свои первые книги за собственный счет. Я ни в коей мере не отговариваю авторов от размещения произведений в сети, но нужно понимать, что гарантий тут никаких быть не может.
Что касается раздела для авторов. Самое главное – это дать подробную информацию о том, что же вообще такое – АВТОР произведения, в какой момент возникает понятие «авторское право», как оно защищается государством (или не защищается). Опыт показывает, что особенно начинающие авторы совершенно не понимают о чем идет речь, отсюда бывают такие вопросы: «Если мое стихотворение будет напечатано, сохранится ли за мной авторское право?» И конечно, особое внимание уделить сетевой литературе, чтобы люди не заблуждались о  ее безопасности.

В.Е.:  Скажите, много ли авторов среди молодежи сотрудничают с Вами? О чем пишет молодежь сейчас, в наше время? И что – стихи, рассказы?

И.М.: Молодежи пишущей с каждым годом становится все больше. У нас открыт отдельный журнал «Вне Формата», где публикуется в основном молодежь. В журнале «Страна Озарение» открыт молодежный раздел «Логос». Все это выходит ежемесячно. А темы – самые разные. Если раньше считалось, что подросток может писать только о любви, то сейчас диапазон творчества расширился до масштабов Вселенной.

В.Е.: Последний вопрос, который не могу не задать. На Ваш взгляд, нужна ли цензура в творчестве в современной России? В частности, в литературе?

И.М.: НУЖНА! И даже больше, НЕОБХОДИМА! Если и дальше поток грязи, хамства, нецензурщины не прекратится, от качественной литературы ничего не останется. Ей будет просто нереально пробиться через засилие «зловонного словоблудия». Позиция нашей редакции – строгая цензура. Опять же, в нашей цензуре есть четкие правила: это не значит, что мы зажимаем автора по каким-то параметрам инакомыслия, нет, это исключительно параметры культуры речи, веротерпимость, политическими вопросами наши издания не занимаются в принципе.
Ну а если замахнуться на государственный уровень, то цензуру пора вводить на телевидении, все, что нам пытаются «залить в мозг» с голубых экранов уже напоминает духовное уничтожение нации.

В.Е.: Ну, пожалуй, и все. Еще раз благодарю Вас, Ирина Игоревна, за это интервью. Надеюсь, оно не последнее у нас с Вами. От души хочется пожелать Вам лично, Вашим организациям, которые Вы возглавляете, авторам, сотрудничающим с Вами благополучия, процветания и творческих успехов. Спасибо!

Вячеслав Егоров, июнь 2012 год

1 ответ к “«В сети авторы не защищены» (интервью с И.Малковой)”

  1. Hello, i believe that i noticed you visited my blog thus i got here to “return the fa.€râovI’m attempting to to find things to enhance my site!I assume its good enough to use a few of your ideas!!

Написать ответ

В началоВ начало