Интервью с министром

В последнее время российское общество обеспокоено проблемами детей. Это и участившиеся самоубийства, и введение в России ювенальной юстиции, и новый Федеральный Закон о среднем образовании, согласно которому образование в России становится платным. Многие семьи просто не в состоянии оплатить даже среднее образование. Мне удалось побеседовать на эти темы с министром образования и культуры Тульской области Денисом Владимировичем Бычковым, который согласился ответить на несколько вопросов. Всех читателей, увидевших это интервью в социальных сетях, прошу свои комментарии и вопросы задавать непосредственно на сайте.

В.Е. – Денис Владимирович, прежде всего, хочу поблагодарить Вас за то, что нашли время побеседовать со мной. Действительно, в последние месяцы у общества накопилось немало вопросов к властям (как к федеральным, так и к региональным), но ответы люди получают, к сожалению, не всегда. А зачастую вообще не получают. Поэтому еще раз благодарю Вас за то, что согласились дать короткое интервью.
Перейдем к вопросам и начнем, пожалуй, с одного из острейших вопросов, который волнует родителей — это так называемая новая для России система ювенальная юстиция. К сожалению, сложилось так, что в России эта система действует далеко не так, как на Западе. Органы опеки и попечительства получили полную свободу действий, в школах вводят предмет «Права ребенка» (везде по-разному называется, но смысл один и тот же). Согласно данному предмету, ребенок получает возможность жаловаться на родителей, даже если его попросили помочь по дому, допустим, помыть посуду или пропылесосить. Но мы все выросли на этом, в нас с детства было заложено, что родителям надо помогать. Теперь получается, что детей учат обратному. Как Вы прокомментируете это, как министр?

Д.Б. – У сложных проблем, нет простых решений, а проблема, о которой Вы упомянули как раз относится к этому числу. По-поводу предмета «Права ребенка», вы можете назвать школы нашей области, где он преподается, да еще в качестве антиродительского курса? Насколько мне известно, это популярная ныне «интернетстрашилка» и такого предмета в наших школах нет. А права ребенка изучаются как тема в курсе «обществознания». На мой взгляд, ребенок должен быть грамотным с правовой точки зрения и не только как человек, усвоивший свои права, но и знающий свои обязанности.

В.Е. – Еще один элемент ювенальной юстиции – анкетирование в школах. В некоторых учебных заведениях детям дают анкеты, в которых они должны описать свою семью, указать доходы родителей, поведение родителей. Вы не находите это нарушением Конституции и ряда других законов, согласно которым семья неприкосновенна?

Д.Б. – Опять прошу Вас – уточните, откуда у вас такая информация? Централизованной системы анкетирования учащихся в Тульских школах нет. Единственный проект широкомасштабного анкетирования, который мы планируем проводить, это антинаркотическое тестирования. И я считаю, его нужным, хотя отдельные «защитники» прав детей его также считают антиправовым.

В.Е. – Третий вопрос. Президент Дмитрий Медведев говорил о специальной ипотеке для учителей. Об этом вышло даже постановление. В области должны разработать свое постановление на эту тему. Насколько мне известно, возраст получателя ипотеки должен быть до 35 лет (вроде включительно). Хотелось бы узнать поподробнее: на каких условиях будут давать эту ипотеку в нашей области? Нужно ли состоять на очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий? И, конечно, когда это постановление начнет действовать и начнет ли вообще?

Д.Б. – В нашей области специальной ипотеки для педагогов пока нет, но есть ипотека для молодых семей. В рамках этой программы улучшать свои жилищные условия могут, в том, числе и педагоги.

В.Е. – Денис Владимирович, такой больной вопрос – в последнее время в России участились случаи самоубийств детей, подростков. На Ваш взгляд, это как-то связано со школьной реформой, проводимой сейчас в стране?

Д.Б. – Я думаю, со школьной реформой здесь связи нет. На мой взгляд, на детские суициды основным образом влияет ситуация в семьях. Родители часто больше погружены в свои личные или профессиональные проблемы и не уделяют должного внимания своим детям. Также нередко к самоубийствам подталкивают наши СМИ и молодежная субкультура.

В.Е. – Вопрос, который, полагаю, Вам задавали уже неоднократно – Закон «О среднем образовании и здравоохранении». Я читал об этом законе, читал сам закон. И, знаете, при просмотре данного закона мне было как-то не по себе. Мало того, что наши дети и так не особо тянутся к образованию, так теперь еще это самое образование становится платным. Естественно, многим семьям это окажется не по карману. Что делать в этом случае? Бросать учебу ребенку? Что тогда будет с нашими детьми в будущем, если они не получат должного среднего образования? Правительство говорит об улучшении демографической ситуации в стране, но в таких условиях семьи вряд ли захотят рожать. Что скажете?

Д.Б. – В новом законе об образовании сохраняются основные гарантии на бесплатное и доступное образование. И разговоры на эту тему больше связаны с опасениями родителей, чем реальным положением дел. Приведу пример, в системе регионального образования и культуры с 1 января этого года 8 учреждений стали автономными, и это не привело не к чему плохому. И заметьте, нет ни одной жалобы.

В.Е. – Многих интересует вопрос, касающийся ЕГЭ и ГИА. Скажите, не планируется ли их отмена? И вообще, какова ситуация вокруг них на данный момент?

Д.Б. – Нет, не планируется. А к проведению этих экзаменов мы серьезно готовимся и уже дважды провели заседания ГЭКа. У меня есть уверенность что ЕГЭ и ГИА мы в этом году проведем, лучше, чем в прошлые годы. Более организованно и четко.

В.Е. – Ни для кого не секрет, что качество среднего образования в России оставляет желать лучшего. Это признают и сами преподаватели, и ученики, и родители. Что предпринимается и планируется предпринимать для улучшения качества образования?

Д.Б. – Много чего. К примеру, только в этом году на модернизацию системы регионального образования мы потратим более 500 млн. рублей. Приведу несколько цифр. Мы закупим 32 новых школьных автобуса, 120 млн. потратим на ремонт образовательных учреждений, на 69% обновим фонд школьных библиотек. Несколько школ (в Туле гимназия №20, лицеи №2 и №4, школа №4, в Ефремове школа №3,а в Новомосковске лицей) приобретут наноэдьюкаторы – специальное оборудование для углубленного изучения химии, физики и биологии в профильных классах. Три школы области станут стажеровочными площадками по использованию планшетных компьютеров iPad в процессе обучения. Будет приобретено 180 планшетных компьютеров для Тульской гимназии №2, Новомосковской школы №12 и Узловской школы №61. Они будут использоваться в младших классах для обучения школьников. На компьютеры будут установлены обучающие и развивающие программы.

В.Е. – Денис Владимирович, и последний вопрос – как обстоят дела с заработной платой учителям, воспитателям, работникам культуры? Планируется ли повышения? Если да, то когда и на сколько?

Д.Б. – Повышения заработной платы педагогам и другим категориям работников школ началось еще в прошлом году. В сентябре на 30% повысили заработную плату педагогам, а в январе на 30% другим категориям работников школ. На сегодняшний день средняя заработная плана учителя тульской школы составляет 18 400 рублей.

В.Е. — Ну что ж, вот, пожалуй, и все. Еще раз благодарю Вас, Денис Владимирович, за это интервью. Надеюсь, оно не последнее у нас с Вами. Вопросов в сфере образования и культуры всегда много. И если Вы не против, хоть иногда будем беседовать с Вами. Пусть это станет такой своеобразной традицией. Хочу пожелать Вам успехов в Вашей работе, благополучия и вообще всего наилучшего.

Вячеслав Егоров, апрель 2012 год

2 комментария к “Интервью с министром”

  1. Анна:

    Отбрехался чиновник, как и всегда. Ничего толком не ответил.
    Сейчас читаю молодёжный журнал «Наследник». Выпуск посвящен теме внедрения в нашей стране ювенальной юстиции. Там педагоги, экономисты, юристы говорят вобщем-то страшные вещи. Система совершенно не приемлемая для нашей страны. Да и заграницей дала уже свои плачевные результаты. Там уже люди обожглись, а наши, как всегда, не желают учиться на чужом негативном опыте.

  2. Вячеслав Егоров:

    Анна, попрошу воздержаться от слов типа «отбрехался». Ваш комментарий непременно увидит Денис Владимирович, другие представители министерства и Департамента соц.развития. Надеюсь, ответ не заставит себя долго ждать.

Написать ответ

В началоВ начало